Выученная беспомощность

Введите вашу цитату здесь...Вы́ученная беспо́мощность (англ. learned helplessness), также приобретённая или зау́ченная беспомощность — состояние человека или животного, при котором индивид не предпринимает попыток к улучшению своего состояния (не пытается избежать негативных стимулов или получить позитивные), хотя имеет такую возможность.

Научился, выучил, натренировал – обычно эти слова употребляются в контексте чего-то позитивного, желанного. Выучился в институте, научился строить мосты, все хорошо. Эти слова предполагают ответственность, преодоление инерции ума и тела, развитие. Даже когда используют подобные слова в отношении нежелательных процессов, обычно ответственность уже размыта. Школьника могут научить курить товарищи, но он не скажет: «На этой неделе буду учиться курить по-взрослому. Блок сигарет приготовлен, начну с пяти сигарет в день и за месяц буду выкуривать пачку в день». Поэтому слова выученная беспомощность привлекают внимание необычным сочетанием, действительно, зачем специально учиться плохому?  

Понятие выученная беспомощность ввел Мартин Селигман по результатам экспериментов с собаками. Суть экспериментов заключалась в том, что собак помещали в клетку без верха, из которой можно выпрыгнуть, привязывали и били током. В результате, даже без привязи в дальнейшем животные оставались в клетке и терпели страдания от ударов, хотя собаки из других групп, которых не били током раньше или по условиям эксперимента у которых была педаль для выключения тока, сразу покидали клетку. Справедливости ради нужно сказать, что подобные опыты проводились и раньше, в дореволюционной России. Там собак не били током, а учили различать круг и эллипс, но итог был тот же – животное можно научить действовать неэффективно, физически и умственно. Можно вспомнить множество подобных примеров. Например, дрессировка слонов, когда слоненка привязывают крепкой цепью и все его попытки вырваться оказываются тщетны. После того, как слоненок убедится в бесполезности попыток порвать цепь, его привязывают простой веревкой, и даже уже взрослый слон не делает попыток вырваться. Но разве можно сравнивать поведение человека с поведением животных, ведь у людей есть разум, речь, телевидение, наконец. В том то и дело, что понятие синдром выученной беспомощности относится прежде всего к человеку, и разум, речь, телевидение и социальное окружение напрямую не защищают от стрессового воздействия окружающей среды и реакций организма на это воздействие, которые могут самим по себе быть стрессовыми. Разум и речь (не говоря о телевидении?) могут усилить стресс или создать его. 

Люди учатся и приобретают условные рефлексы лучше животных. И когда они обучаются быть беспомощными в одной сфере, эта выученная беспомощность распространяется на другие сферы жизни. С людьми тоже проводили эксперименты, и все они подтверждали этот вывод. В частности, эксперимент в доме престарелых, в которой одна часть живущих там людей имела возможность управлять своим режимом, а другая нет, дал очень интересные результаты. Часть пожилых людей могла выбирать в какой день недели смотреть фильм, что выбрать вариант завтрака, выбирать цветы для комнат из сада и так далее. Другие были лишены этой возможности, и получали все без возможности выбирать – день просмотра фильма, цветок, завтрак в одном варианте. Через 18 месяцев оказалось, что те, кто мог выбирать были счастливее, активнее и реже умирали.

Выученная беспомощность – это когда живое существо верит, что от его действий ничего не зависит, жизнь не поменяется, лучше не станет. Начавшись в одной сфере жизни, синдром выученной беспомощности имеет тенденцию распространяться. Хотя у человека есть все – способности, знания, опыт, он не видит возможностей менять свою жизнь, плывет по течению, в плохом смысле этого слова. Стоит появится вредной привычке, и от нее уже не избавиться. Стоит потерять работу, и новая будет только хуже, а лучше можно и не пытаться найти. Возможности сжимаются, как шагреневая кожа, только не в обмен на желания, а просто потому, что так устроен мир.

Если смотреть с точки зрения логических уровней, то миссия обычно не проявлена. Человек не знает, зачем живет, не разъединён со своим внутренним источником бесконечной силы. И ребенок и взрослый приобретают соответствующие идентичности – неудачник, лузер, овощ, жертва, козел отпущения на работе, слабак в компании, пораженец на фронте. Мотивация построена на избегании негатива, слабо развита поисковая активность. Ценности часто неосознанные, противоречивые. Убеждения подкрепляют всю структуру выученной беспомощности. «Жизнь несправедлива, от меня ничего не зависит, инициатива наказуема» - такие голоса звучат внутри. Стратегии мышления и эмоциональные состояния характерные для синдрома выученной беспомощности способствуют обездвиженности, ригидности. Человек или животное с готовностью принимают страдание, ожидают неудачу, но не верят в возможность успеха и просто отворачиваются от вариантов изменить что-то к лучшему. 

Эксперименты и наблюдения подтверждают влияние выученной беспомощности не только на поведение, эмоциональное состояние и восприятие жизни. Синдром выученной беспомощности влияет на здоровье животных и человека. Сама по себе апатия и депрессия (а выученная беспомощность может быть их причинной) не способствуют хорошему самочувствию и полезным привычкам. Отрицательное влияние синдрома выученной беспомощности на иммунитет, сопротивляемость организма вредным факторам подтверждают эксперименты с животными и людьми. Также выученная беспомощность приводит к ослаблению аппетита и влечения, выпадению волос, повышению артериального давления, изъязвлению слизистой желудочно-кишечного тракта.

Выученная беспомощность возникает не всегда и не у всех. Для того, чтобы она появилась необходимы определенные события и определенное восприятие событий, готовность существа воспринять это. И у животных, и у человека это характеристика психотипа, гормонального фона и подобных вещей. У человека к этому добавляются особенности личности, картина мира.

Причина выученной беспомощности очень часто кроется в детстве, в событиях детства и в воспитании.Спеленали ребенка, и как он не старается, он не может даже пошевелиться. То, что положили в тарелку, должен съесть. Как себя не веди, если у родителей плохое настроение – достанется на орехи. Учитель невзлюбил – всегда занижена оценка. Если не помочь сформировать правильные стратегии реагирования и восприятия, то выученная беспомощность начнет распространяться и прогрессировать. Подросток приобретет социальную беспомощность, неспособность адекватно действовать в социальной среде. Взрослый будет трудится не в той сфере, где у него призвание, а в случайной области. Партнер человека с выученной беспомощностью будет вести себя неподобающим образом, вплоть до физического насилия, и жертва будет терпеть, не видеть возможностей изменить это. 

 На коучинге возможно осознать и увидеть эти паттерны и стратегии и изменить их. Один из смыслов коучинга – помочь человеку сформировать состояния, стратегии, убеждения, противоположенные состоянию выученной беспомощности. Взять на себя ответственность, не искать причины не сделать, а находить способы и мотивацию сделать, осознать, чего действительно хочешь, и пойти к этому. Поэтому коуч не дает советов, не хвалит и не одобряет – для клиента жизненно важно самому принять решение и сформировать пути движения к цели. Если говорить кратко, как не стать жертвой выученной беспомощности, или преодолеть ее, то это будет способность учиться в любых ситуациях и брать на себя ответственность. Интересно, обучившись беспомощности животное или человек понижает способность обучаться новым навыкам или использовать имеющиеся. Вот такая взаимосвязь – чем лучше учишься чему-то новому и развиваешься, тем труднее учится быть беспомощным и слабым, и наоборот. Это подтверждают результаты исследований – американские солдаты войны во Вьетнаме с высшим образованием меньше подверглись разрушительному, травмирующему воздействию на психику стрессовых факторов, чем солдаты без высшего образования. Оказывается, целенаправленно обучаясь, они учились не только специальности, но и взаимодействию с окружающей средой, формировали картину мира, в которой от их действий решений и выбора зависит их жизнь.

Как преодолеть выученную беспомощность
Пирамида логических уровней

Читайте также: