Как преодолеть выученную беспомощность

 Как и во многих интересных приключениях, в квесте преодоления выученной беспомощности присутствует замкнутый круг – чтобы начать избавляться от беспомощности, в первую очередь, надо перестать быть беспомощным. Для решения вопроса придется перейти на другой уровень осознания, что уже повлечет за собой позитивные изменения во всей жизни. Те, кто решил преодолеть выученную беспомощность – уже счастливчики. Они осознали наличие у себя в жизни области, преобразования в которой станут локомотивом для личностного роста, а это первый шаг на пути обретения силы. Кроме того, они уже будучи взрослыми, осознано ощутят и насладятся тем, что могло прийти в их жизнь незаметно - непередаваемое удовольствие обретения того, что принадлежит им по праву -контроля над жизнью, своего голоса, границ, круга общения.

Выученную беспомощность проще не пустить, чем преодолеть. Это касается и взрослых, и детей, независимо от того, идет работа с коучем или самостоятельно. Чтобы не способствовать возникновению симптомов выученной беспомощности у детей, подчиненных, близких людей, домашних животных желательно соблюдать несколько правил.

Те, с кем вы коммуницируете должны иметь возможность влиять на ситуацию, от их действий должно что-то зависеть, последствия должны быть. Важно осознанно разграничивать зоны ответственности и оставлять людям возможность действовать в границах их влияния. В коучинге этому уделяется много внимания, и в подготовке коучей, и при работе коуча с клиентом.

Если источником последствий являетесь вы, пусть последствия соответствуют происходящему. Не способствуют развитию активности, способностей у ребенка или коллег неадекватные реакции, зависящие от настроения, гормонального фона или чего угодно, но не от того, что произошло.

Временной промежуток между поведением и последствиями этого поведения должен быть по возможности короче, и связь должна осознаваться. Если отругать кошку через час, после того как она видела, что вы обнаружили кучу в неположенном месте, животное не осозна́ет связи между событием и последствием, связанный с наказанием стресс усилится и энергия не будет направлена на формирование нужного условного рефлекса. Другими словами, только зря попортите кошке здоровье и сократите время ее (и своей) жизни.

Если детей воспитывают родители, то взрослый отвечает сам за себя. Прежде всего хорошо бы трезво оценить свою жизнь и обрадоваться. Если у вас нет синдрома выученной беспомощности, то и, соответственно, можно только порадоваться. А если есть? То это тоже повод для некоего чувства удовлетворения и благодарности себе – вопрос вышел из тени в свет осознанности, а значит появились шансы на его решение. Кроме того, благодарность себе это признание, что есть еще вещи подконтрольные (заметил то беспомощность кто?) и стимул для подсознания к движению в направлении формирования новых привычек, убеждений и характеристик идентичности.

После осознания, что есть то, от чего хочется избавится, следующим логичным шагом будет спросить себя или клиента (если работу проводит психолог или коуч), что хочется вместо этого. Ответ на этот вопрос будет важным и необходимым шагом в движении к своей цели. У подсознания появится цель и направление для трансформации. Появится возможность выбора и ответственность за выбор. Полезно описать желаемое состояние, новый образ себя максимально подробно. Какие будут чувства у «нового человека», как он будет выглядеть, что говорить себе, во что верить и что ценить. Как он может назвать себя – творец, свершитель, активист. Уточнить, что получат близкие, общество, весь мер от изменений. Пройти по всей пирамиде логических уровней, описать какие изменения произойдут в теле, сознании, энергетике.

Можно назначить дату, к которой эти изменения вступят в силу, оценить в баллах по десятибалльной шкале нынешнее состояние и мысленно проделать путь во времени, наблюдая, как изменения происходят. Обязательно представлять, как внутренняя трансформация выражается во вне, в поведении действиях. Один из способов сделать это – работа с коучем. В дальнейшем можно периодически возвращаться к желаемому образу, наблюдать за тем, насколько сейчас соответствует существующее в момент времени положение дел с образом желаемого результата и оценивать его по шкале от 1 до 10. Оценивать именно цифрой, а не ярлыками хорошо, плохо, получается - не получается. 

В добавление к этому шагу хорошо будет написать список убеждений, которые будут поддерживать в преодолении выученной беспомощности и движению к цели. Пускай эти убеждения касаются всех уровней пирамиды логических уровней Дилтса. Что меня окружает? – например: возможности, приключения, игра, поле для преобразований. Что я делаю? – творю, создаю, реализуюсь, наслаждаюсь, направляю поток жизни. Как я это делаю? – легко, с радостью, свято веря в правоту своего дела, сбалансировано. Что важного в этом для меня? – развитие, движение, гармония, красота, самореализация. Кто я? – творец. Миссия? – творить. Пусть каждое слово из составленного списка имеет проявление – в ощущениях, в теле. Пускай эти слова звучат внутри, и очень полезно будет подобрать тон голоса этого звучания. Можно подумать, кто может сказать эти слова для достижения максимально эффекта – это может быть «образ Я» из уже успешного будущего, авторитет, мифологический персонаж и так далее. Для усиления эффекта важны расположение и размер внутреннего образа того, кто произносит эти полезные убеждения. Можно поэкспериментировать, и найти лучший вариант для каждого. Обычно авторитетный образ располагается над линией взгляда, вверху. Еще нужно просто начать делать, действовать и благодарить себя за это. Поможет разделение дел на части, которые кажутся большими, неподъемными, тревожащими. Сменить работу кажется непростым, хлопотным и даже опасным делом, но решение сделать это есть. Можно разделить этот процесс на шаги и начинать действовать. Что можно сделать в ближайшие три дня? – Отредактировать резюме, сделать его полным и максимально привлекательным. Разместить и разослать резюме - что-то тревожит, но вполне реально. Поставить срок и сделать. Помогать себе образом себя нового деятельного, контролирующего жизнь и благодарить. Пригласили на собеседование – значит действия приносят последствия. Очень хорошо, работа пока еще прежняя, но тот, кто ищет ее, уже другой. Происходит обучение подсознания. 

Сам Мартин Селигман, исследователь, который предложил термин выученная беспомощность, предлагает избавится от нее по схеме переосмысления опыта и перестройки восприятия ABCDE.

A – Adversity, симптом, что нужно изменить. Осознайте неприятную ситуацию, которая вызывает нежелательные мысли и чувство беспомощности. Для начала желательно выбирать ситуации не выше 5 по шкале сложности от 1 до 10. Так безопаснее и меньше стресса.

B – Belief, убеждение. Сформулируйте интерпретацию события, что приходит в голову о произошедшем.

C — Consequence, последствия. Какие эффекты были результатом?

D – Disputation, диспут, новое прочтение. Найдите доводы, разрушающие негативные убеждения, осознанные в предыдущих пунктах.

E – Energizing, активизация. Какие чувства и/или действия вызвали новые доводы и полезные мысли?

При использовании этой схемы, помните, что очень важно концентрироваться на желаемых результатах, важнее, чем искать причины случившегося или оправдания. Профессиональный коуч поможет пройти этот путь быстрее и легче.

Для предотвращения синдрома выученной беспомощности в краткосрочной перспективе помогает так называемая смещенная активность. Если произошло травмирующее событие, поможет осознание своих глобальных ценностей и целей, взгляд на ситуацию со стороны. В качестве скорой помощи и профилактического средства можно сделать то, что получается гарантированно хорошо. Это может быть компьютерная игра, уборка. Усиления эффекта можно добиться если это будет помощь людям, от которых будет получена обратная связь - где-то обстоятельства оказались сильнее, но все равно контроль над жизнью, возможность воздействовать на реальность сохраняется. Таким образом в подсознании закрепляются полезные паттерны обработки информации.

Преодоление выученной беспомощности непростой и интересный процесс, как для самого человека, который взял на себя ответственность и начал создавать себя нового, так и для коуча или психолога, который работает с ним.

Обучится быть активным, обучится быть тем, кто сотрудничает и дает, стать тем, в ком нуждаются и кого ждут – разве может быть учеба интереснее, чем эта? Самое главное и волнующее в этом процессе – это увидеть невидимое, то что стоит за поведением и состояниями, осознать глубинные командные коды, установки и изменить их. А это открывает удивительные перспективы, границы которым может поставить только сам человек. 

Личностный рост
Выученная беспомощность

Читайте также: