Пирамида логических уровней

 Пользу пирамида логических уровней Дилтса начинает приносить сразу же, как только человек узнает про нее.Сам факт наблюдения, размышления и направленного внимания на логические уровни и способы организации опыта оказывают позитивное влияние на всю личность (или группу) сразу и открывают возможности для осознанного изменения. В коучинге один из способов формирования нужного навыка или качества, состоит в том, что внимание периодически обращается на это качество и оценивается в данный момент времени по 10-бальной шкале. Например, навык сохранять доброжелательное выражение лица. Если периодически, в течении дня задавать себе вопрос: «Насколько баллов доброжелательно мое лицо именно сейчас?», то очень скоро лицо будет необычайно приветливым бо́льшую часть времени. Важно понимать, что нужно наблюдать именно за доброжелательностью, а не снижением степени выраженного недовольства или что-то вроде того. Это наблюдение за тем, что считается позитивным и полезным, а не за чем-то, от чего хочется избавится. Если иметь ясный и четкий идеал, к которому должно прийти наблюдаемое качество, то процесс будет идти еще быстрее. Все это относится и к логическим уровням. Одно лишь наблюдение и осознание логических уровней позволяет получить внутреннюю силу и гармонизировать личность.

Техника интеграция логических уровней позволяет быстро и мощно произвести внутренние изменения и открыть скрытую, неосознаваемую информацию. Для выполнения интеграции логических уровней прежде всего необходимо определить контекст, в которой будет проходить работа. Не получится эффективно сделать просто интеграцию логических уровней для всей жизни всего человека целиком. Например, это может быть один из секторов колеса жизненного баланса, бизнес, конкретное дело, непростые переговоры. Возможно, какая-либо повторяющаяся ситуация или реакция. Перед выполнением техники интеграция логических уровней коучу полезно будет настроить клиента, задать рамки, что это именно интеграция, что изменения будут позитивны, что ожидается проявление внутренних энергий, и получить у клиента согласие для самого себя на изменения и готовность воспринимать информацию, идущую изнутри.

В классическом виде интеграция логических уровней выполняется в виде движения по символической пирамиде логических уровней из листов бумаги, разложенных в линию на полу по порядку. На каждом листе написан один из логических уровней – окружение, поведение, способности, ценности/убеждения, идентичность, миссия. Пускай коуч предоставит клиенту возможность разложить листы на полу самостоятельно – он выберет комфортное направление и расстояние между листами, лучше настроится на движение по пирамиде логических уровней.

Контекст выбран, листы разложены, можно начинать. Клиент встает на первый лист пирамиды логических уровней, коуч задает вопросы: «Что тебя окружает?», «Что находится вокруг тебя?» - и получает ответы, например, в контексте переговоров на работе – «Партнеры, презентационные материалы, офисная мебель и тому подобное». Шаг вперед, на уровень поведения и вопросы коуча: «Что ты делаешь?» - и ответ «говорю, показываю, убеждаю, слушаю, смотрю на реакцию». Можно заметить, что по мере движения по пирамиде логических уровней происходит движение внимания снаружи к внутреннему миру человека, соответственно меняется тон голоса коуча.

Еще один шаг наследующий лист способностей и вопросы коуча: «Как ты это делаешь?», «Какие твои качества и способности помогают делать то, что ты делаешь?». Пример ответов: «Навыки переговорщика, умение сохранять эмоциональное состояние, способность понимать желания партнеров по переговорам».

Следующий логический уровень – ценности и убеждения. Еще глубже во внутренний мир клиента, и здесь тон голоса коуча еще проникновенней, и вопросы по возможности мягче: «Если представить, что ценности и убеждения, которые проявляются при этом легко осознаются тобой, как бы ты их описал?», «В чем ты убежден в эти моменты?» - «Я занимаюсь полезным делом», «Моя семья получает значительную поддержку от результатов моего труда», «В своем деле я буду лучшим, переговоры развивают меня как личность».

Еще одни шаг на уровень идентичности. «Кто ты тогда?», «Как можно назвать твою роль?», «Кто тот, кто собирает эти ценности вместе?» - «Продавец». После этого коуч предлагает посмотреть вперед, на уровень миссии, и представить ее максимально ярко и образно. «Что ты даешь миру?». Пускай клиент встанет на лист с логическим уровнем миссии и максимально подробно опишет ее. Пускай расскажет, что он чувствует, как меняется мир вокруг него, как он понимает, что эти изменения происходят. Можно попросить его позволить этим чувствам усилиться максимально. «Какая метафора, какой образ приходит?». Попросите его принять этот образ в себя в свое сознание и тело, пускай он буквально увидит и почувствует это. Этот образ будет якорем (НЛП) состояния осознания миссии. Также можно усилить визуальный якорь (образ) кинестетическим якорем (НЛП) – как вариант, в момент наибольшего осознания своей миссии и чувств, взять клиента за плечо. «Я чувствую, что, когда я веду переговоры с радостью, я не только помогаю людям сделать правильный выбор, я чувствую, что мир получает пример хорошего работника и творческого человека. Я добавляю в мир гармонии и разнообразия. Это как красивая, спокойная река, где много лодок и рыбы».

пирамида уровней общества

Теперь пришла пора двигаться по логическим уровням вниз. «Сохраняя в себе это ощущение, образ этой красивой, спокойно реки, сделай шаг спиной вперед на уровень идентичности, и скажи, какая идентичность соответствует этой миссии?», при этих словах коуч продолжает удерживает кинестетический якорь, и продолжает его удерживать до уровня окружения. «Я созидатель». И еще один шаг спиной вперед: «Какие ценности у созидателя? Во что он верит?» - «Гармония, порядок, спокойствие и движение вперед. Все будет хорошо, я приношу пользу тем, кто работает со мной». «А какие способности отражают эти ценности, идентичность, миссию?». При этих вопросах можно напоминать о метафоре – образе реки.«Сохранять хороший эмоциональный фон и распространять его. Во всем видеть возможности, легко начинать, и легко доводить до конца. Видеть большое в малом. Я могу найти гораздо больше точек соприкосновения людьми и предложить намного больше вариантов сотрудничества. Я гораздо уверенней и как будто больше». Еще одни шаг: «Что изменилось, добавилось на уровне поведения?». «Я радуюсь и получаю удовольствие. Я развиваюсь и делюсь с миром гармонией. Я делаю то же самое, но понимаю, что это значит». «Что окружает тебя?» «Люди, идеи, возможности, поток».

Таким образом, пройдя по пирамиде логических уровней снизу-вверх и обратно, можно осознать, то что оставалось в тени сознания, и получить значительную мотивацию. После этого можно задать очень полезный коучинговый вопрос: «Что ты сделаешь в связи с этим?». Уточнить сроки, прояснить цели, определить первые шаги.

Если клиент творческий, легко фантазирует, можно предложить ему создавать метафору на каждый уровень. Первый шаг в основание пирамиды логических уровней – окружение, и, после ответов на вопросы: «Какая метафора выражает это?». И то же сделать со всеми логическими уровнями. Коуч может записывать эти метафоры. При движении спиной вперед, с якорем миссии, можно спрашивать, какая метафора приходит теперь, как меняется предыдущая, при необходимости можно напомнить, какие образы приходили клиенту. Например, при движении вперед клиенту может прийти: окружение – залитое солнцем поле, пыль, поведение - охота с луком на сусликов, способности – рубанок, строгающий доску, ценности/убеждения – древний кувшин с водой, идентичность – продавец и есть метафора, миссия – красивая река. При движении спиной вперед продавец может стать творцом, ценности стать огромными блестящими рыбами в прозрачной воде, способности станут ассоциироваться с красивым и звучным гонгом. Метафорой поведения станет обед с друзьями, а окружения – ресторан, где каждый клиент может стать поваром и приготовить еду для спутников.

Важно ли идти вниз по логическим уровням спиной вперед? Возможно, так клиенту будет легче сохранять приобретенное на уровне миссии - она будет «видна», но это не обязательно.

Можно ли использовать технику самостоятельно? Можно и нужно, чем чаще, тем больше мозг и тело будут тренироваться двигаться по пирамиде логических уровней, интегрировать и приводить в соответствие друг с другом. А это даст огромный эффект.

И с клиентом и самостоятельно можно использовать следующие варианты. Просто интеграция логических уровней без движения в пространстве. Коуч просто задает вопросы, а клиент просто отвечает. Поворачивая клиента вокруг своей оси примерно на одну седьмую от полного оборота, так, чтобы каждый раз поле зрения менялось. Можно нарисовать пирамиду на листе бумаги, написать названия уровней и попросить клиента ставить палец или авторучку на тот уровень, на каком происходит работа.

Можно пофантазировать. Выполнить технику диссоциировано. Пускай клиент смотрит на себя со стороны и видит изменения, какие происходят с ним при движении по пирамиде логических уровней и описывает их. Можно наблюдать сбоку, сзади, сверху. После завершения работы впустить, втянуть образ изменившегося себя в тело и сознание и объединиться, интегрироваться с ним. Можно пойти еще дальше и для тренировки и игры сделать следующее. Разложить на полу листы с уровнями. Потом попросить клиента взять какую-либо свою способность, например, ведение переговоров, и поместить ее на уровень окружения. Пускай клиент опишет, как она проявляется, например – в виде силуэта, облачка света и тому подобное. Потом пускай способность двигается по логическим уровням. В зависимости от способностей клиента, он будет отвечать за нее, или «слышать», что она говорит. Пускай способность пройдет сверху вниз, клиент скажет, что доволен трансформацией или что-то добавит. А после этого впустит это способность в себя и объединится с ней. Возможностей использовать технику пирамида логических уровней огромное количество. 

Выученная беспомощность
Логические уровни

Читайте также: