Логические уровни

The significant problems we have cannot be solved at the same level of thinking with which we created them.
Значительные проблемы, которые у нас есть, не могут быть решены на том же уровне мышления, на которым мы их создали.
Альберт Эйнштейн 

Чтобы придать позитивности высказыванию в эпиграфе, можно выразить мысль так: «Важные вопросы осознаются на одном уровне мышления, а их решения приходят на другом». Для того, чтобы облегчить движение по этим уровням, «решать вопросы» и находить ответы на максимуме своих возможностей, полезно использовать инструмент НЛП под названием модель логических уровней Роберта Дилтса. Иногда ее называют пирамида логических уровней или нейрологических уровней. В практике распространен вид модели, где используется названия верхних уровней, перевод названий и сами уровни немного отличаются от модели, созданной непосредственно Дилтсом. У Дилтса над пирамидой надстраивается перевернутая пирамида, которая расширяется от семьи, к профессиональному сообществу, планете, Вселенной. Опыт практического применения этого варианта модели подробно не описан, но каждый может искать свои пути и методы развития и применения модели логических уровней, как в коучинге, так и в других областях.

Модель логических уровней описывает иерархию процессов для личности или группы. Другими словами, можно сказать, что модель логических уровней описывает способ организации, упорядочивания опыта, информации личностью, группой или мыслящим существом. Всего можно выделить семь логических уровней. Изменение на каком-либо уровне обязательно оказывает влияние на уровни, расположенные ниже, и может оказать (или не оказать) влияние на логические уровни выше.

Пирамида логических уровней Дилтса активно используется в коучинге, и коуч не может считаться профессионалом, если не понимает сути логических уровней и не использует их в работе с клиентом и с самим собой.

Окружение – этот логический уровень расположен в основании пирамиды логических уровней – это то, что нас окружает. Предметы, территория, люди и звери, характеристики среды и так далее. Если задать вопросы: «Что?», «Где?», «Когда?», «С кем?», то обычные ответы будут относиться к логическому уровню окружение. Книга, слова и предложения, библиотека, свет лампы, 15 часов 17 минут. Неподвижность, статичность – характеристика этого логического уровня. Даже время здесь неподвижно, это характеристика, точка, а не поток.

Поведение. Этот логический уровень находится над уровнем окружения. Вопросы этого уровня «Что делаю?», «Что делает?». Здесь есть действия, а значит движение и изменение. Читаю, смотрю, воспринимаю, думаю, листаю, записываю.

Способности - следующий логический уровень. Вопрос этого уровня – «Как?». Характеристики поведения. Легко, с интересом, собрано, быстро, тщательно, глубоко. Стратегии, шаблоны, алгоритмы, которые управляют поведением, тоже находятся на этом уровне. Конспектирую (действие) запоминая (способности), запоминаю (действие) конспектируя (способности). Состояния – уверенность, концентрация и так далее – тоже находятся на логическом уровне способностей.

Ценности/убеждения - следующий уровень в пирамиде логических уровней Дилтса. Очень интересная тема, потому что далеко не каждый сходу ответит на вопрос, что такое убеждения и что такое ценности. Еще интересней станет, если задуматься над вопросом, что находится выше в пирамиде логических уровней, ценности или убеждения? Полезно разобраться, чем отличается одно от другого, чтобы в коуч-сессиях использовать этот логический уровень максимально эффективно.

Убеждения выражаются фразой или предложением: есть X и Y, если …- X, то …- Y. Или X=Y. Ценности выражаются одним словом: любовь, радость, здоровье, свобода, счастье и т.д.

Убеждения формулируются как правила, или возможности или ограничения. Убеждения складываются на основе жизненного опыта, своего или чужого. А ценности идут изнутри, они всегда собственные.

Убеждения отвечают на вопросы: как делать? Что делать? Ценности отвечают на вопросы: зачем? Почему это важно? Ради чего?

Со временем убеждения часто меняются. Ценности - были в прошлом, присутствуют в настоящем и нацелены в будущее. Даже если в процессе жизни на первый план выходят другие ценности, то те, что были ранее важны, все равно должны продолжать присутствовать в жизни. Убеждений может быть бесконечно много: сколько людей, столько и мнений. Общечеловеческих ценностей не много, они очень похожи.

Убеждения часто воспринимаются аудиально (об убеждениях люди много говорят, но их непросто почувствовать). Ценности воспринимаются визуально, аудиально, кинестетически (мы можем увидеть, как ценности проявляются в облике, выражении лица, жестах человека; мы их слышим и ощущаем).

Продолжаю подниматься по пирамиде логических уровней от уровня способностей, можно привести следующие примеры ценностей и убеждений. Читать – полезное занятие. Я поступаю правильно, когда полностью концентрируюсь на информации в книге. Я читаю – значит я развиваюсь. Развитие – важная часть меня. Развитие. Чтение.

Идентичность. Во многих контекстах идентичность можно понимать, как «роль». Главный вопрос этого логического уровня – «Кто?» Кто собирает ценности, способности, поведение вместе? На этом уровне находится названия ролей и имена. Кто я, в этой конкретной пирамиде? Читатель, библиотекарь, директор библиотеки, коуч или кто-то еще. Какие мои истинное имя или яркий ярлык?

Миссия. Здесь звучание вопросов становится особенно проникновенным. Ради чего? В чем смысл? Отвечая, важно сказать, что на этом уровне человек дает миру. Именно дает, а не приобретает для себя. Если с этим сложности, можно переформулировать как «Что мир получает от тебя?». Без этого сформулировать логический уровень миссии будет невозможно. Это глубокий уровень, и не всегда человек готов признать пользу осознания этого уровня пирамиды. В таком случае, можно объяснить, что миссия – это магнит, огромный источник энергии, и открытие своей сути, а не самопожертвование и самоотречение.

Я здесь, чтобы читать, узнавать и творить. Я становлюсь грамотней и мир становится грамотней вместе со мной. Мои знания меняют меня и мир вокруг меня. Свет знания и развития человечества проходит через меня и усиливаясь, идет дальше (метафора).

То, что находится за миссией. Пирамиду иногда дополняют перевернутой пирамидой. Она предполагает распространение влияние от человека на его семью, круг профессионального общения, все человечество. Всю вселенную и далее. Другими словами, за логическим уровнем миссии идет трансформация реальности каждого конкретного человека или группы, и эту трансформацию можно распространять не только вширь, но и вглубь.Введите какой-нибудь текст ... 

Использовать пирамиду логических уровней Дилтса можно множеством способов, если делить крупно, то во внутренней работе и в коммуникации. В коммуникации очень полезно определить на каких логических уровнях находится партнер и использовать те же, а иногда проходить вверх, стимулируя подъем уровня общения по логическим уровням вверх. Это значительно повысит доверие и глубину коммуникации.Можно отслеживать движение, скачки по логическим уровням и работать с этим. Например: «Он не вернул книгу вовремя (поведение) – он не уважает наши правила (ценности), недостойный человек (идентичность), из-за таких как он в стране бардак, если он попадется мне, спуску не будет (поведение)». Ответов на такое высказывание приходит в голову множество, а пирамида логических уровней позволит найти дополнительные варианты.

Еще интереснее видеть, как можно использовать пирамиду логических уровне во внутренней работе. Полезно знать, как каждое действие ведет (или не ведет) к цели, как согласуется с ролью и ценностями. Еще интереснее задавать себе или клиенту вопрос, как та или иная мысль или состояние помогают реализоваться, проявить свою идентичность, реализовать ценности. Техника интеграция логических уровней – это когда в выбранном контексте проясняются и согласуются между собой способности, ценности, убеждения, идентичность и миссия. Техника может привести к самым неожиданным позитивным результатам.

Высшие логические уровни меняются с большими затратами, чем нижние. Насколько легче изменить поведение или даже способность, по сравнению с ценностью или идентичностью. Гораздо проще навести порядок в комнате, чем привить ценность «порядок». Коучу намного проще развить в себе способность держать паузу, чем на самом деле создать себе идентичность «Слушающий». И все же, полезно помнить, что инвестиции (в том числе коучинг) в развитие высших логических уровней, представленных моделью пирамида логических уровней Дилтса, оказывают влияние на ниже расположенные уровни. Поэтому, желая изменить обстановку и поведение, обязательно учитывайте то, что находится за ними. 

Пирамида логических уровней
Колесо жизненного баланса или колесо баланса

Читайте также: